Несмотря на специфичность данной темы, по вопросам реализации права на жилище обращается немало военнослужащих, которым по той или иной причине отказывают в постановке на учет и предоставлении служебного жилья на период службы.

Обратимся к нормам права.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями … в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 15 Федерального закона военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части…

Определением Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 08.02.2011 установлено, что содержащееся в абз. 2 п. 1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» требование об обеспечении прибывших на новое место военной службы военнослужащих служебными жилыми помещениями не позднее трехмесячного срока со дня прибытия не ограничивает права остальных военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении, а возлагает на командование обязанность по обеспечению их жильем в указанные сроки.

Следовательно, любой военнослужащий, прибыл ли он к месту службы из другого региона или является уроженцем места службы, имеет право быть обеспеченным жильем для проживания в указанные сроки.

Исходя из абз. 10 п. 1 ст. 15 Федерального закона Военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзац 13 п. 1 ст. 15 Федерального закона, говорит, что  военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, в  порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Правительство РФ в пункте 1 «Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 N 512, установило, что признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем  и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», осуществляется по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ.

Исходя из п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее — нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственникажилого помещения и обеспеченныеобщей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Таким образом, Жилищный кодекс РФ в качестве нуждающихся понимает тех, кто вообще не имеет жилья ни в собственности, ни во владении, ни в пользовании, и на ряду с ними и тех, которые обеспечены жильем, но менее учетной нормы. 

Пункт 3 Инструкции «О предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений», утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280 (далее – Инструкция), разъясняет, что служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим и членам их семей не ниже норм предоставления площади жилого помещения при предоставлении жилых помещений по договору социального найма, установленных статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», после сдачи предоставленных по прежнему месту военной службы служебных жилых помещений.

В соответствии с п. 1 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» норма предоставления площади жилого помещения … составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Кроме того, по основанию абз. 15 п. 1 ст. 15 Федерального закона, военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 Инструкции при изменении состава семьи военнослужащих, в результате чего площадь служебного жилого помещения, приходящаяся на военнослужащих и членов их семей, стала ниже учетной нормы площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан Российской Федерации общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого служебного жилого помещения, военнослужащим на основании заявления и документов, подтверждающих указанные обстоятельства, поданных в структурное подразделение уполномоченного органа, предоставляется другое служебное жилое помещение в соответствии с настоящей Инструкцией.

Решением Думы г. Владивостока от 29.09.2005 №94 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в г. Владивостоке» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв. м общей площади на одного человека (п.1). Учетная норма для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена в размере 13 кв. м общей площади на одного человека.

С учетом изложенного, в случае, если ваша семья пополнилась, и норма площади уменьшилась, возникает право на улучшение жилищных условий, которое мы постараемся вам помочь реализовать, а равно, если вам по каким-то причинам отказывают в постановке на учет, либо исключили из списков очередников. Есть и другие частные случаи, приведенный наиболее распространен, поэтому обращайтесь, наши юристы разберутся! 

AdviseLegis

Добавить комментарий